Основная образовательная
программа начального
общего образования
Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения МОУ Старополонская ООШ раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС НОО. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.
Образовательное учреждение берет на себя следующие обязательства пор выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения: « Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование обще культуры, духовно- нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающий социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и совершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся»
С учетом условий работы образовательного учреждения, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения( школа работает по системе учебников « Школа России») в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса, а также характеризуется учебный план начальной школы.
Цели образования, поставленные образовательным учреждением, отвечают на вопрос: « Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?»
Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.
1.Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Эта цель реализуется двумя путями:
1) обучение учащихся с учетом индивидуальных, возрастных и физических возможностей каждого;
2) организацией внеурочной деятельности, представленной программой с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.
2.Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы.
Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:
-сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличия ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;
— умение добывать знания, развитые метапредметные
действия, обеспечивающие поиск информации и адекватную постановленной учебной задаче работы с ней;
— осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправление её, сравнивать полученные результаты с целю учебной задачи;
—изменение, происходящие в мыслительной деятельности учащихся- целесообразное использование мыслительных операций(анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); а также возрастном уровне развития мышление, речи, воображения, восприятие и другие познавательных процессов ;
—сформирование универсальных учебных действий как предпосылку для развития достаточного уровня обще учебных умений.
3.Духовно-нравственое развитие обучающихся , воспитание у них нравственных ценностей, толерантность, правильных оценок событий, происходящих в окружающим мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», « Основы духовно нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников.
4. Сохранение и развитее культурного разнообразия и язычного наследие многонациональной России. Особое внимание уделяется формированию интереса к различным языкам народов, проживающих в данном ригеоне, воспитанию культуры взаимоотношению и толерантности. Реализация данной цели обеспечивает в процессе русского языка, литературного чтения, постижение Основы духовно нравственной культуры народов России.
5. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни. Реализация этой цели обеспечивает системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: ежедневные минутки двигательной активности, проходящие на улицы, экскурсии в природу, дни здоровья, правильная организация провидение урока, не допускающая переутомление учащихся – проведение игр, частая смена вида деятельности , физминутки ; а также беседы и игры по программе внеурочной деятельности, способствующие выработке правил здорового образа жизни.
6.формирование учебной деятельности школьника . Эта цель образовательного процесса в данном образовательном учреждение достигает с помощью использование средств обучение в системе «Школа России», специальных направленных на формирование компонентов учебной деятельности.
— умение учиться( «умею себя учить»);
-наличие развитых познавательных интересов(«люблю учится, всё интересно»);
— внутреннюю мотивацию(«понимаю, зачем учусь»);
— элементарные рефлексивные качества(« Умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельности»).
В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена его приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Процесс перестройки образовательного процесса в образовательном учреждении подчиняется следующим принципам .
1.Личностно – ориентированное обучение предполагает:
— сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;
— предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;
— обучение в зоне « ближайшего развития»,
-обеспечение своевременной помощи каждому ребёнку при возникновении трудностей обучения;
— создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одарённых детей. Кроме того, определяется мера трудности содержания образования для каждого ученика с учётом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.
3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей определённого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями ( « я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания своей принадлежности к обществу людей ( права, обязанности, социальные роли).
4. Принцип культуросообразности предполагает предоставление учащемуся для познания лучших объектов культуры из разных сфер окружающей жизни ( наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что обеспечивает интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.
5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога ( диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися; предоставление ребёнку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнёра по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность ( парную, групповую, общую, коллективную).
6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении уже установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. Осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умения сотрудничать, предпосылок учебного труда. В школе ведется всесторонней работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.
Общая характеристика основной общеобразовательной программы начального общего образования
Основная часть образовательной программы начального общего образования состоит из следующих разделов, раскрывающих направление деятельности образовательного учреждения.
1.Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования и система их оценки
1.1Формирование универсальных учебных действий. Дается характеристика разных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Выделяются различия между личностными, предметными и метапредметными результатами обучения.
1.2Предметные результаты обучения. С учетом авторских программ системы учеником « школа России» раскрываются результаты, которые должен достичь младший школьник за годы изучения данного учебного предмета.
1.3Содержание и формы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
2. Учебный план и внеурочная деятельность общеобразовательного учреждения
В учебном полдне отражается учебная номенклатура изучаемых предметов, число часов на их изучение неделю, нагрузка учащегося в неделю ( общая часть). Также в разделе представлены основные направления внеурочной деятельности. На основе предложенного в данном документе учебного плана, образовательное учреждение вносит в него коррективы с учетом типа школы, условий ее функционирования, педагогического кадрового состава и тд.
3. Программа формирования универсальных учебных действий
Раскрывается содержание универсальных учебных действий разного вида( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
4. программы отдельных учебных предметов ,курсов
Программы учебных предметов представляются в авторском варианте системы учебников « Школа России».
5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания
6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план.
Учебный план общеобразовательного учреждения раскрывает:
а) номенклатуру образовательных областей и учебных предметов, которые изучаются в начальной школе, работающей по системе учебников « Школа России»;
б) общий объём допустимой учебной нагрузки;
в) число часов на каждый учебный предмет в неделю, за год, за четыре года обучения.
Обучение осуществляется на русском языке. Обязательные предметные области и учебные предметы, число часов, выделяемых на изучения каждого, представлены в таблице.
Учебный план
Предметная область | Учебный предмет | Класс | |||
I | II | III | IV | ||
Филология | Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4/3 | |
Иностранный язык | — | 2 | 2 | 2 | |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 |
Обществознание и естествознание
( окружающий мир) |
окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы духовно-нравственной культуры народов России | — | — | — | 0/1 |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 |
Технология | Технология ( труд) | 1 | 1 | 2 | 2 |
Всего за неделю | 21 | 23 | 24 | 24 | |
Всего за год | 6933 | 7824 | 816 | 816 | |
Всего за 4 года обучения | 3107 час |
1 Изучение русского языка начинается после окончания периода обучения грамоте.
2 Запись 24/5» означает, что на изучение учебного предмета в первом полугодии отводится 4 часа в неделю, во втором полугодии – 5 часов.
3 В первом классе число учебных недель -33.
4 Во втором – четвертом классе число учебных недель – 34.
Учитывая, что ФГОС НОО максимальное число часов на учебные занятия равняется 3210, то образовательное учреждение в случае острой необходимости ( например, среди обучающихся много детей, для которых русский язык не является родным, или значительное число обучающихся испытывают трудности усвоения отдельных предметов) может увеличить число часов до этого предела.
Характеристика общих целей обучения по каждой предметной области и учебному предмету.
Филология. Предметная область включает три предмета: Русский язык, Литературное чтение и Иностранный язык.
Изучение Русского языка начинается в первом классе после периода обучения грамоте. Основная цель обучения русскому языку – формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество.
Основная цель изучения Литературного чтения – формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению; осознание его важности для саморазвития. На этом этапе обучения осуществляется пропедевтика литературоведческих понятий, формируются универсальные учебные действия по поиску информации в текстах различного типа и её использованию для решения учебных задач. Осуществляется становление и развитие умений анализировать фольклорный текст и текст художественного произведения, определять его тему, главную мысль и выразительные средства, используемые автором.
Изучение Иностранного языка призвано сформировать представление о многообразии языков, осознание необходимости изучать язык дружественных стран, понимание взаимодействия культур разных народов, стремление познать их. В процессе изучения иностранного языка осуществляется развитие коммуникативной деятельности во взаимосвязи всех её сторон: аудирования, диалогической и монологической речи, чтения и письма, решения творческих задач на страноведческом материале.
Математика и информатика. Предметная область реализуется предметом Математика. Изучение этого учебного курса способствует формированию начальных представлений о математических взаимоотношениях объектов окружающего мира, выраженных числом, формой, временем, пространством и др. У младших школьников развивается логическое и символическое мышление, математическая речь, пространственное воображение; формируются интеллектуальные познавательные учебные действия, которые постепенно принимают характер универсальных ( сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.)
Естествознание и обществознание. Окружающий мир. Предметная область реализуется с помощью учебного предмета Окружвющий мир. Его изучение способствует осознанию обучающимся целостности и многообразия мира, формированию у младших школьников системы нравственно ценных отношений к окружающей природе, общественным событиям, людям, культуре и истории родной страны. Осваиваются правила безопасного поведения с учетом изменяющейся среды обитания. В процессе изучения окружающего мира происходит становление разных видов деятельности, обеспечивающих как накопление и обогащение знаний ( восприятие, игра, моделирование), их использование в практических и жизненных ситуациях ( общественно- полезный труд; труд в условиях семьи), так и объединение, систематизация и классификация знаний в процессе поисковой, экспериментальной и исследовательской деятельности, посильной для младшего школьника. В качестве результата процесс обучения предполагает сформированность универсальных учебных действий разного вида ( познавательных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных).
Основы духовно- нравственной культуры народов России. Предметная область реализуется с помощью учебного предмета Основы духовно- нравственной культуры народов России. Это новая для начальной школы образовательная область. Цель ее изучения: формирование представлений о многообразии культур народов, живущих в России, вкладе каждой этнокультуры ( в том числе и религиозном) в общую культуру России; воспитание духовности младшего школьника: толерантности, взаимоуважения, способности к нравственному развитию, интереса к истории и культуре родной страны.
Искусство. Предметная область включает два предмета: Изобразительное искусство Музыка. Изучение данных предметов способствует развитию художественно- образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность средствами рисунка, лепки, танца, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности, в процессе изучения этих предметов формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка.
Технология. Предметная область представлена учебным предметом Технология. Основная цель его изучения – формирование опыта практической деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию объектов. Дети получают первоначальные навыки созидательного труда, развиваются универсальные учебные действия- планировать, контролировать и оценивать свою деятельность ; формируется художественный и технологический вкус, вкус навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности. Существенным компонентом курса является введение информационно- коммуникативных технологий.
Физическая культура. Предметная область реализуется предметом Физическая культура. Основная цель его изучения – укрепление здоровья, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни. Формируются первоначальные кмения саморегуляции, планирования двигательного режима своей жизни, контроля здорового и безопасного образа жизни.